Динамика развития рынка квестов

0 16

Рынок квестов достаточно молодой. Квесты активно начали набирать популярность около пяти лет назад и все еще активно развиваются. Даже сегодня довольно много людей, которые либо не знают, что такое квесты, либо имеют весьма смутное представление: мы достаточно регулярно сталкиваемся с тем, что квесты путают с комнатами страха, а ведь это разные форматы. Но, тем не менее, развитие происходит. Вообще, исходя из того, что «Клаустрофобия», которая раньше была компанией №1, исчезла не только из Екатеринбурга, но и из многих других регионов, можно сделать вывод, что рынок «схлапывается». На сегодняшний день в Екатеринбурге есть две компании, занимающие лидирующие позиции, одна из них «Локап».

Многие вещи претерпевают изменения, например, ценовая политика. Еще пять лет назад средний ценник за игру был значительно выше, чем сегодня. Или, к примеру, у той же «Клаустрофобии» скидка в честь дня рождения составляла всего 5% – сегодня в это даже сложно поверить. Но в этой статье мы хотели бы коснуться конкретных областей, которые претерпевают набольшие изменения.


Динамика развития рынка квестов

Меняются сами квесты

На сегодняшний день новые квесты открываются все реже, но, тем не менее, это происходит. Замедление темпа обусловлено тем, что создатели проекта подходят к открытию гораздо более вдумчиво, чем раньше: считается рентабельность, учитываются риски, прикидывается прибыль… Мы выделили три основных фактора, на примере которых можно явно увидеть динамику рынка:

Площадь

В целом по России растет спрос на квесты большой площади и большого количества комнат, но происходит это не очень однородно. К примеру, в Екатеринбурге очень яркой динамики не наблюдается, в отличие от, например, Оренбурга. Наши товарищи нам рассказывали, что квест, который в нашем городе считается большим, у них окажется средним или даже маленьким. Но так или иначе, спрос все равно есть, и он растет. Нередко бывает такое, что нам специально звонят и спрашивают про количество комнат, и уже исходя из этого выбирают квест.

Электроника

За последние несколько лет уровень технического оснащения квестов заметно вырос. Вообще, электроника в квестах развивалась по следующему сценарию: в самом начале загадки в проектах почти на сто процентов состояли из золотых кодовых замочков, и это являлось стандартом. Затем, преимущественно у крупных компаний, начали появляться несложные магнитные механизмы и довольно примитивные задания с герконами (например, расставить несколько предметов на подставки в правильном порядке). Но рынок рос, конкуренция становилась все жёстче, и электроника становилась все сложнее и сложнее: появились загадки со сложными датчиками (от объема до движения), различные спецэффекты с дым-машинами, у «Клаустрофобии» был даже квест с искусственными молниями… Но в какой-то момент продолжать такую «гонку вооружений» оказалось невозможно. Дело в том, что чем хитрее и сложнее эффекты в квесте, тем дороже они обходятся, и строить сверхтехнологичные квесты, которые превзойдут конкурентов, стало просто нерентабельно. Так что сегодня велосипед второй раз стараются не изобретать, и очень сложных загадок становится все меньше (помимо всего прочего, в случае поломки их еще и ремонтировать долго и дорого), зато намечается тенденция к некоторой стандартизации. Сегодня квестоделы учли ошибки и стараются придумать не просто интересные загадки – теперь и их относительной простоте также уделяется большое внимание. Такие механизмы будут реже ломаться, и есть вероятность, что в случае чего отремонтировать их сможет и оператор, находящийся на адресе.

Загадки

С опытом у квестоделов появляется понимание, загадки какого типа больше нравятся клиентам. Нередко случалось, что загадка, на которую было потрачено много сил, денег и времени и возложены большие надежды, не приходилась по душе командам. Вообще в целом можно сказать, что сегодня при строительстве учитывается опыт разных компаний, анализируется обратная связь, ведется статистика… И нетипичных экспериментов становится все меньше.


Динамика развития рынка квестов

Меняется спрос

Спрос, как известно, рождает предложение, так что изменения в запросах клиентов неминуемо ведут к тому, что компании стремятся подстроится под ситуацию. Сегодня на рынке квестов на лидирующих позициях два формата: детские квесты и страшные проекты с актером.

Страшные квесты

Страшные проекты обычно намного эмоциональнее своих «классических» коллег, именно поэтому с развитием рынка все больше и больше команд отдают предпочтение такому формату. Появлялись и появляются квест-румы, специализирующиеся исключительно на страшных проектах. Но и тут у рынка Екатеринбурга есть определенная специфика. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге есть перформансы с «хард-премиум» программами, где иногда кто-нибудь, скажем так, немного выходит за грань. Екатеринбург такой опыт не перенял, правда, возможно, это лишь вопрос времени. Тем не менее, спрос на страшные квесты стабильно высокий, некоторые команды даже проходят отдельно взятые проекты по нескольку раз (и именно поэтому большинство компаний старается разработать альтернативные сценарии прохождения).

Детские квесты

Конечно, для детского проекта важно, чтобы он был ярким и красочным, вмещал в себя большое количество игроков и, что самое главное, был безопасным. И таких квестов становится все больше и больше. Но в данном вопросе намного интереснее наблюдать за развитием дополнительных услуг, которые предоставляет квест-рум: фотограф, аниматор, аренда чайной комнаты. Еще три года назад договориться с компанией на аренду гостевой комнаты было  практически невозможно, но сейчас это уже стало нормой, так как позволяет провести детский праздник «под ключ».


Динамика развития рынка квестов

Меняется сервис

Еще пять лет назад стандартов для сервиса в квестовой индустрии просто не существовало. Чаще всего все общение с клиентом заключалось в том, чтобы выяснить, бывала ли уже команда на квесте и, если нет, рассказать, что предстоит делать. Сегодня же, помимо достаточно высокого уровня стандартов обслуживания, крупные компании постоянно предпринимают какие-то шаги для повышения качества сервиса.

Фотографии

Конечно, вопрос о способе доставки фотографий клиенту возник почти сразу. «Клаустрофобия» еще в то время, когда она являлась лидером рынка, прикрепляла фотографии к персональному аккаунту игроков на своем сайте. И пусть «Клаустрофобия» уже давно ушла с первых мест, такую систему лично мы больше нигде не встречали. И это не удивительно. Большинство компаний пошло по другому пути. Преимущественно потому, что открываться надо было быстро, а качественного и дорогого сайта в расположении не было. И большинство квест-румов стали загружать фотографии клиентов в группу во «ВКонтакте». Но сегодня все более явно прослеживается тенденция к чуть более индивидуальному подходу в этом вопросе: есть компании, которые отправляют фотографии на WhatsApp. Что касается «Локап», то мы с самого начала решили загружать фото игроков на Яндекс.Диск, а потом отправлять команде на него ссылочку. Мы даже целый пост писали в группе «ВКонтакте», почему мы выбрали именно этот способ.

Карты лояльности

В свое время, когда мы выбирали программу лояльности, мы решили совместить скидки на игры и накопление баллов – так получилась карта локапера. Вообще, в Екатеринбурге такую систему «Локап» запустил первым, и мы очень старались сделать ее максимально прозрачной. Честно говоря, мы не перестаем работать над ней и сейчас, чтобы пользоваться ей было просто и приятно.

Активности вне квеста

Когда-то мы проводили пешеходный квест, тут мы убивали сразу двух зайцев: пробовали себя в чем-то новом и рекламировали «Локап». Но есть компании, которые пошли дальше. Как пример, «охота за бутылкой» – отличный способ разнообразить формат розыгрышей: нужно не просто поставить лайк и сделать репост, а решить мини-квестик.

Подарочные сертификаты

Времена сертификатов, оформленных на глянцевой бумаге, давно прошли. У большинства компаний сейчас сертификат представлен в виде пластиковой карточки с приятным дизайном. Более того, оказалось, что чтобы быть конкурентноспособным, предлагать просто карточку недостаточно. И их начали оформлять. Некоторые компании, к примеру, продают сертификаты в бумажных конвертиках с фирменным логотипом. Ну а «Локап» стал первой компанией в Екатеринбурге, которая решила упаковывать сертификаты в брендированные деревянные коробочки. Кстати, сперва мы заказывали их по более высокой цене, и выглядели коробочки чуть иначе. Но нам хотелось и дальше отдавать их вместе с сертификатом без какой-либо доплаты, так что нам пришлось начать заказывать их в другом месте.

 


Динамика развития рынка квестов

Рынок квестов меняется, и меняется сильно. Но в данном случае изменения – это прежде всего развитие. И пусть динамика уже другого плана, чем пять лет назад, но развитие продолжается, и мы надеемся, что впереди еще много увлекательного и интересного.

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.