Как правильно оценить свой квест-рум при продаже?
Рынок квестов в России и, в частности, Екатеринбурге достаточно динамичен: открываются и закрываются проекты, появляются новые форматы, компании начинают предоставлять новые услуги… А кто-то уходит с рынка и решает продать свой квест-рум. Вот тут все не так просто. Сегодня разберемся, почему же бывает так сложно назвать правильную цену для своего бизнеса.
Содержание статьи:
Типичная стратегия оценки своего бизнеса
Стандартный подход к данному вопросу заключается в следующем: в бизнес было вложено N рублей, значит, при продаже их нужно вернуть, и еще и что-нибудь заработать сверху.
Дело в том, что довольно часто квесты являются первым бизнесом у молодых предпринимателей, и опыта для структурного подхода к ведению дел у них зачастую не хватает. Так что обычно такие квест-румы работают в минус или выходят «в ноль», то есть выручки с проведенных игр хватает только чтобы покрыть издержки. Собственно, в целях экономии обычно предпринимаются два основных шага:
Как вы понимаете, понятие «готовый бизнес» тут не особо применимо, а любителей потрудиться вместо предыдущего собственника, еще и заплатив за это немаленькие деньги, обычно не находится. Подробнее о том, почему никто не купит квест-рум за вашу цену, мы писали в этой статье, но повторяться не будем, и перейдем к тому, как правильно подойти к вопросу продажи квест-рума и грамотно оценить его реальную стоимость.
Факторы, влияющие на конечную стоимость квеста
Здесь мы перечислили факторы, которые так или иначе влияют на конечную стоимость бизнеса, а, значит, их нужно учитывать перед тем, как посчитать и заявить цену для своего проекта.
Если с учетом всех этих факторов итоговая цена за ваш бизнес окажется меньше, чем вы в него вложили и успели на нем заработать, то, как ни печально это осознавать, вероятность того, что вы покроете свои расходы, стремится к нулю. Эти расходы — не что иное, как сработавшие риски, которые вы по умолчанию взяли на себя, когда решили вложиться в квест-рум. И навряд ли найдется покупатель с деньгами, готовый покрыть ваши расходы при покупке неприбыльного бизнеса.
Потенциальные покупатели квеста
Конечно, вопрос “где найти покупателя” в данной ситуации встает достаточно остро. Так или иначе, вариантов не так уж и много. За редким исключением, все они представлены в этом разделе.
Отдельно стоит отметить, что не все компании покупают квесты под свой бренд. Мы, например, берем адреса под управление – там работают наши операторы и все вопросы, связанные с проведением игр мы берем на себя. Ну а владелец просто платит за это комиссию – получается такой симбиоз. Компаний, придерживающихся такого же подхода, как «Локап», довольно мало, и подобные случаи редки, но попробовать найти успешную развивающуюся компанию, которая бы захотела взять под управление ваш квест, все-таки стоит – при таком раскладе после некоторых доработок квест вполне может стать успешным и начать приносить деньги.
Ожидания покупателей
А что вообще ожидает потенциальный покупатель вашего бизнеса от квеста? Мы, например, даже не рассматриваем проекты с расчетной окупаемостью больше одного года — это просто не вызывает интерес. Да, следует отметить, что расчетная окупаемость квеста — это не просто цифры выручки, которые показывает квест-рум, сюда также входят: учет сезонности, средняя загрузка на квест по сети, риски падения рынка и многое другое.
Кроме того, мы обращаем внимание на нераскрытый потенциал, в который входят следующие пункты:
Что показывает практика
Почти все квесты продаются в 4-5 раз дешевле своих вложений. И это факт. Причем это касается не только рынка Екатеринбурга — такая тенденция существует по всей России. Исключения встречаются, но крайне редко, и продиктованы они конкретной ситуацией, иными словами, звезды сложились. В конечном счете, те, кто не готов продать квест дешево и быстро, часто приходят к одному печальному результату: проект не продается и переезжает в гараж (на балкон, дачу и т.д.), откуда, в лучшем случае, будут по частям распродаваться «остатки былой роскоши». Вывод один: если решили продавать — продавайте, пока кто-то хоть что-то предлагает. Завышать цену — бессмысленно, никто не возьмет на себя лишние риски.